10:46
Прозреют ли чиновники Ленинградской области?

В последнее время Ленинградскую область всё чаще и чаще сотрясают скандалы относительно пригородных лесов Санкт-Петербурга. И захват лесных участков, незаконная рубка, разработка песчаных карьеров, строительство автотрасс через лесные массивы без оборудования экодуков (тоннелей), загрязнение лесных и луговых территорий многочисленными свалками отходов самого разного происхождения — всё это не может не вызывать нарастания напряжённости в обществе. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в прессе.

Получается, что с соизволения чиновников идет непродуманное наступление девелоперов на окружающую природную среду, от которой напрямую зависит здоровье людей и будущее экосистемы планеты. Причём, вышеназванные «благодетели» делают это под лозунгом развития территорий и заботы о жителях.

Однако этот лозунг не может не вызывать ничего, кроме улыбки, поскольку сразу вспоминается крылатое выражение о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». И это не преувеличение. Чтобы волосы на голове зашевелились, достаточно набрать в поисковой строке, например, такие слова, как «Мурино» или «Кудрово». Кстати, за данными «каменными джунглями» уже «пытаются угнаться» Южный жилой район Всеволожска, Колтуши, пос. им. Свердлова, Янино и др. Неужели в Питере и его пригороде такой прирост населения?

В итоге, стремление властей "облагодетельствовать" население северной столицы и её окрестностей всё больнее и больнее бьёт по защитному зелёному поясу пригородного леса.

А при Советской власти о здоровье горожан заботились

О лесопарковой зоне Ленинграда впервые заговорили в начале тридцатых годов прошлого столетия. А уже в 1932 году пригородным лесам северной столицы придали статус «общегосударственного значения». В их отношении власти установили довольно жесткий режим лесопользования.

Через полтора десятка лет (1948 г.) Совет Министров СССР издал историческое распоряжение №6549-р, и 164,1 тыс. гектаров великолепного пригородного леса поступили в распоряжение Ленинградского исполнительного комитета. Этот лес теперь принадлежал лесному фонду государства, но управлялся из Смольного.

Исполнительный комитет мегаполиса тратил свои собственные деньги на содержание и развитие драгоценной территории, поскольку чиновники тех времён понимали, что мегаполису необходимы «зелёные легкие». Тогда также посчитали, что исполнительный комитет Ленинградской области не стал бы уделять этим лесам столько внимания. Кстати, это сомнение стало явью в начале двадцать первого столетия. Однако не буду забегать вперёд, поскольку именно данный факт подтолкнул меня в очередной раз обратиться к этой многострадальной теме.

Ввиду того, что мудрое решение правительства СССР оставило пригородный лес в собственности Министерства лесного хозяйства, о его бездумной застройке теперь не могло быть и речи. Ведь в данном ведомстве в те времена трудились образованные и ответственные люди.

Вновь образованное хозяйство лесопарковой зоны Ленинграда многие годы считалось образцово-показательным, в чем автор настоящих строк неоднократно убеждался, познакомившись в начале позапрошлого десятилетия с директором ГУ «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга» — Барбакадзе Борисом Яковлевичем. Данное учреждение тогда находилось в ведении Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству.

К тому времени ваш покорный слуга очень хорошо изучил Ковалёвский и Ржевский лесопарки, прогуливаясь со своей лайкой или на лыжах, или с корзиной в руках, или просто наслаждаясь атмосферой великолепного соснового леса. Обо всех фактах, угрожающих нашему лесу (возгорания, рёв бензопил, лесовозы, выстрелы и т.д.), сразу же становилось известно Борису Яковлевичу, который незамедлительно принимал меры. Профессионал есть профессионал. Побольше бы таких во властные структуры!

Однако беда не заставила себя ждать

Тогда казалось, что пригородному лесу ничего не угрожает, однако в мае 2005 года произошло поистине историческое событие: руководитель Рослесхоза распорядился передать лесопарковую часть зеленой зоны Петербурга в ведение обычных лесных хозяйств.

От этой новости у большинства работников пригородного лесного хозяйства резко защемило сердце. И неспроста! В 2008 году лесное хозяйство северной столицы было раздроблено на пять отдельных учреждений: Васкеловский, Всеволожский, Глуховский, Курортный лесопарки, а также Токсовский опытно-показательный лесопарк. Дальше — больше: в 2009 году данные лесные учреждения были расформированы по решению мэрии Санкт-Петербурга.

В результате этого катастрофического решения мегаполис лишился своих «зелёных лёгких».

Ну, а «последним гвоздём в крышке...» стало совещание в мэрии Санкт-Петербурга, которое состоялось 14 августа 2009 года и на котором было принято «убийственное решение» о прекращении с 2010 года «финансирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Ленобласти». На данном совещании присутствовала и В.И.Матвиенко.

Таким образом, важнейшее и мудрейшее решение Совета Министров СССР от 1948 года было «похоронено заживо».

Интересен ответ Валентины Матвиенко на запрос депутата Законодательного собрания Санкт–Петербурга Сергея Малкова: «Правительство Петербурга направляло в адрес губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова замечания и предложения к Лесному плану Ленобласти, в которых указывалось на недопустимость ликвидации «пригородной лесопарковой зоны Санкт-Петербурга».

О том, как отреагировал на это запоздавшее обращение Сердюков, можно судить лишь по фактам. Так, согласно результатам проверки, проведённой Рослесхозом 14 октября 2009 года, (внимание!): «в лесном плане и, соответственно, в лесохозяйственных регламентах площадь зеленых зон, лесопарков уменьшилась с 732,4 до 23,0 тыс. га, или на 96,9%». То есть, почти в 32 раза! Непостижимо!

В общем, в драгоценном пригородном сосновом лесу начались «законные» и незаконные рубки, разработки песчаных карьеров, строительство коттеджей, огороженных гигантскими заборами, а также массированное загрязнение лесных и луговых территорий отходами разного класса опасности.

Не пощадили даже неповторимый уникальный ландшафт Колтушской возвышенности — объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, числящегося в списке под № 540—032.

Для автора настоящих строк загадкой является то, что при В.П.Сердюкове (в 1999—2002 годах) была издана Красная книга природы Ленинградской области, в создании которой принимали участие не только учёные Санкт-Петербурга. Важно подчеркнуть, что серьёзную помощь им оказывало Министерство окружающей среды Финляндии.

О Красной книге природы Ленинградской области ваш покорный слуга вспомнил не случайно. Общественный экологический актив Ленобласти предполагает, что она у чиновников региона не в особом почёте. За примерами далеко ходить не надо.

Что касается позиции губернатора В.П.Сердюкова относительно Красной книги, то, возможно, он подписал постановление от 27 декабря 2004 года N 315 по инерции? Ведь тогда в правительстве области его окружали принципиальные профессионалы... Кстати, именно такие же профессионалы правительства Санкт-Петербурга совместно с учеными установили, что мегаполису требуется около миллиона гектаров леса зеленой зоны (примерно 200 гектаров на 1000 человек). А внутри неё — ещё 190 тысяч га лесопарковой части (25 гектаров на 1000 человек). Это было не благое пожелание, а веление времени, вызванное необходимостью поддерживать в северной столице здоровую окружающую среду. И это без учёта всех тех зелёных «островков» самого мегаполиса, которые пока не «почили в бозе»!

В общем, пригородному лесу был нанесён сокрушительный удар, последствия которого могут стать необратимыми.

На душе тревожно, и сердце обливается кровью, когда заходишь в хвойные кущи и видишь пока ещё не спиленные, но помеченные красными крестами или синими метками великолепные сосны.

Удар автотрассой по окружающей среде

В 2014 году микрорайон Южный города Всеволожска ввергла в шок информация о том, что власти собираются соединить (через Ковалёвский и Ржевский лесопарки и улицы Аэропортовскую и Взлетную) Ириновский проспект Санкт-Петербурга с промзоной «Кирпичный завод». Той самой, где не так давно располагался нашумевший автомобильный завод Ford.

Люди тогда выступили против этого проекта сплочённо и бескомпромиссно: за очень короткий срок редакции "Южного луча" удалось собрать под обращением к губернатору Ленинградской области А.Ю.Дрозденко 823 подписи жителей микрорайона. Отсканировав подписные листы, мы направили их лично главе региона.

Но тогда об этом только говорили, а сейчас Южный жилой район Всеволожска, да и жители Ржевки, разволновались ещё больше.

Несомненно, встречаются и жители, которые приветствуют проект. Однако они в силу своей неосведомлённости не представляют себе, что последствия реализации данного проекта коснутся каждого, независимо от того, на какой улице он проживает. Позиция — "моя хата с краю" в данном случае не "не прокатит".

Вот разъяснение губернатора Ленинградской области относительно проектируемой автотрассы, присланное автору данного материала лично: "Проектными работами предусматривается строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения “Продолжение Ириновского проспекта” (Южный обход Всеволожска). Начало трассы от существующей дороги А-118 КАД путем устройства транспортной развязки по типу «Труба» с использованием существующего путепровода на автомобильной дороге А-118 КАД. Новое строительство участка до пересечения Колтушского шоссе с Южным шоссе с использованием двух улиц местного значения г.Всеволожск (ул. Взлетная и ул. Аэропортовская). Трасса проходит вдоль будущего жилого квартала по материалам утверждённого ППМиТ Аэропорт Ржевка.

Длина трассы составляет 7.33 км. Срок окончания проектирования декабрь 2022 года. Дорога является объектом регионального значения и включена в Схему территориального планирования Ленинградской области в 2015 году. В настоящее время вносятся изменения в СТП с целью актуализации трассировки дороги, с тем чтобы пройти вдоль границ населённых пунктов без изъятия лесных участков"...

А вот схема, которую приложил к описанию Александр Юрьевич. Автором настоящих строк в неё внесены правки: добавлены два экодука и тоннель для животных, автотрасса заведена в "Коммунально-складскую зону", а въезд на улицу Аэропортовскую категорически закрыт.

Особую озабоченность вызывает то, что прохождение автотрассы планируется через Ковалёвский и Ржевский лесопарки. Последнему был нанесён сокрушительный удар при строительстве КАД. Да, дороги необходимы! Это факт. Но то, что они строятся без экодуков - варварство! Животные многие тысячи лет кормятся на своих привычных территориях. А их бездумно и безжалостно разрезают на части, в результате чего лоси, кабаны, косули, енотовидные собаки, лисы оказываются в западне, впоследствии погибая под колёсами несущихся по автострадам автомобилей.

Глубочайшее недоумение вызывает и замысел провести автотрассу именно по улице Аэропортовской (Взлётной), что чрезвычайно ухудшит окружающую среду Южного жилого района, а также разрушит гидро и экосистему русла реки Зиньковки (приток реки Лубья). Разве такое допустимо? Или Водный кодекс в Ленинградской области не действует?

И вот под "солнцем заботы" чиновников Ленинградской области созревание "гроздей гнева" жителей Южного жилого района (особенно улиц Аэропортовской, Взлетной и Центральной) ускоряется.

Возмущение граждан нарастает и их противостояние с чиновниками усиливается. Социальные сети бурлят. Люди волнуются и в своих сообщениях и жалобах пишут, что категорически нельзя прокладывать автотрассу так, как задумал комитет градостроительной политики Ленобласти. Может, чиновники не в курсе, что согласно одному из законов Барри Коммонера, жители должны участвовать в планировании городов.

Непостижимо и то, что автотрасса "должна" пройти по земле лесного фонда, которая обязана стать особо охраняемой территорией (ООПТ) под названием "Ржевский лесопарк и Ковалёвский лес". Её создание было запланировано на в период с 2021 до 2035 года. И в неё должны войти кластеры "Ржевский лесопарк", "Кудровский лес" и "Ковалёвский лес и долина реки Лубьи".

Тема сохранения вышеназванных территорий уже давно не даёт покоя редакции нашей газеты. Даже к Президенту РФ мы обращались. И привлекали к этой работе учёных Питерского университета. В том числе, Дмитрия Ковалева. Он уже успел подготовить обоснования, но трагически погиб вместе со своей семьёй.

Пытались мы развернуть работу по защите окружающей среды и с помощью Фонда поддержки гражданских инициатив (ФПГИ). Но после исторической пресс-конференции в ИА "Интерфакс - Северо-Запад, новорождённый фонд прекратил своё существование.

А касательно нашумевшей автотрассы уже сейчас ясно, что о её проведении по улицам Аэропортовской и Взлётной не может быть и речи! И это, согласно здравому смыслу, не подлежит обсуждению!

Сейчас по Аэропортовской улице грузовое движение запрещено! Этого добился актив Южного. И вполне обоснованно!

Кроме этого, русло реки Зиньковки с её водоохранной зоной (ширина - 50 метров) и зелёной защитной полосой ни в коем случае не должно пострадать. Это естественный барьер, защищающий спальный район от вредного влияния промзоны (КСЗ), созданной, кстати, незаконно.

Уже сейчас в редакцию газеты сыплются жалобы относительно поливинилхлоридной вони, которая идёт со стороны промзоны. А автотрасса коренным образом ухудшит окружающую среду!

Что касается рельсового пути "Чижика", который напрашивается на улицу Лиственную, то его разворотное кольцо можно сделать на пересечении проспекта Добровольского и улицы Аэропортовской. И никакого разворота у "Вимоса"!

Поскольку предполагаемая автомагистраль никак не улучшит автотранспортное сообщение Южного с Санкт-Петербургом, есть предложение соединить (разумеется со строительством не менее двух экодуков) Южное шоссе в районе деревни Блудное с автострадой Р-21 «Ко́ла». В простонародье - "Мурманка". Вот это действительно разгрузит и Дорогу Жизни, и Колтушское шоссе.

Хватит ли мужества у подчинённых губернатора?

Когда на всё происходящие в Ленинградской области смотришь с околоземной орбиты, складывается впечатление, что в Ленобласти нет стратегического плана сохранения окружающей природной среды.

Если это так, то почему? Ведь не понадобятся ни города, ни больницы, ни школы с детсадами, ни дороги, если окружающая природная среда станет непригодной для проживания. Неужели это не понятно?

Ваш покорный слуга выше уже писал, что при Советской власти во властных структурах работали профессионалы. Причём, смелые. Лично убеждался. А, вот, есть ли они в правительстве Ленобласти? Предполагаю, что есть. Однако одного профессионализма недостаточно. Должны быть воля, принципиальность, честность, смелость, наконец. Губернатор не может знать всего. Да и груз ответственности и задач, который давит на него, не всегда позволяет взглянуть на происходящее объективно и осознать последствия того или иного проекта.

Так, прозреют ли областные профессионалы экологической направленности? Наберутся ли они мужества принципиально высказать главе региона свои соображения? Или так и будут говорить о "козьих тропах" ООПТ?

Автор настоящих строк ценой свой военной карьеры не боялся спорить даже с командующим 2 ОА ПВО (Минск) и отстаивать свою точку зрения. Разница только в том, что в армии главными задачами были боеготовность и дисциплина, а у правительства Ленинградской области — защита окружающей среды. Ведь без её нормального состояния не может быть жизни. Это безусловно стратегическая задача!

Выдать желаемое за действительное?

Особо следует сказать о "своеобразной" позиции всеволожских муниципальных чиновников. Приведу фрагмент публикации широко известного новостного портала 47news под названием "Проспект из Петербурга во Всеволожск пройдёт по лесу и обещаниям":

"Судя по рисунку досвидос Ржевский лесопарк"; "Лес вырубят, пробки там и так постоянные. А все ради того, чтобы обеспечить прибылью нужных людей"; "Всё нещадно вырубается. Животным, птицам нигде жизни не дают"; "Ужас какой. Деревья повырубят. Где будут наши легкие?". Эти и тому подобные комментарии можно встретить при упоминании информации о новой автотрассе.

Между тем, местные власти, подпись которых входит в перечень основных при согласовании проекта, уверены, что жители ошибаются, и лес, за который они так беспокоятся, не стоит так сильно защищать.

Глава совета депутатов Всеволожска Станислав Богдевич рассказал 47news, что слышит о проекте последние пятнадцать лет, и уже тогда было бы неплохо построить в этом месте дорогу. Сегодня, как известно, въезд и выезд из Всеволожска перегружен.

- Нас в известность именно об этой трассировке ставили ещё года полтора назад. Никаких проблем при прохождении не будет. В прошлом году мы открыли небольшую дорогу от деревни Ковалево до Всеволожска, где-то продолжение Ириновского проспекта пойдёт прямо по ней, а где-то свернёт, например, не заденет кладбище. По-моему, всё очень удачно складывается, - говорит он.

По его словам, у Ржевского лесопарка в настоящее время нет границ, поэтому, на его взгляд, вообще нельзя говорить, что Ириновский проспект проектируют именно по нему.

- Нет и особой природы, за которую надо переживать. Без этой дороги нам никак, понимаете? Иначе не разгрузить микрорайон "Южный", - добавил Богдевич.

Отметим, застраивать Всеволожск в период, упомянутый собеседником, начал Николай Пасяда, позже ставший вице-губернатором по строительству Ленобласти. Позже, уже не при нём, компании "ЛСР" разрешили запланировать проект на месте бывшего аэродрома Ржевка, рассчитанный на появление 33 тысяч новых жителей. По оценке Богдевича, благодаря новой связке Петербурга и Всеволожска, даже несмотря на масштабный жилой комплекс, проблема пробок разрешится.

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский, имеющий и полномочия администрации города Всеволожск, также настаивает на том, что не надо мешать транспортному развитию локации.

- Эта история вообще не про лес. Честно говоря, и лесом-то назвать его можно с трудом. Надеюсь, в конечном счёте здесь ещё и трамвай пустят, - выразил надежду он.- Нет там никакого ухоженного леса. Жалкие кустарники, никаких сосен и елей, разве что берёзы, - выразил другой их коллега, хорошо погружённый в проблематику."

Уважаемые муниципальные чиновники! Вот вам "кусты", по которым пройдёт предполагаемая автотрасса. Снимок сделан лично автором материала. И именно там, где предполагается прохождение автотрассы.

Неужели вы не можете отличить ценнейший сосновый лес (вместе со всеми его обитателями) от кустов? Вам, случайно, не стыдно?

Что касается решения вопроса пробок по маршруту Всеволожск — Санкт-Петербург и обратно, то проблема только усугубится. От Южного до КАД будет доехать практически невозможно, поскольку будет выстраиваться гигантская пробка.  

Как пишет "Деловой Петербург" (ДП): "По данным "ДП", РАТИ занимается проектными вопросами (разработка как ППТ, так и основного проекта) по заказу "Группы ЛСР" для обеспечения транспортной доступности её крупнейшего проекта — редевелопмента территории аэропорта Ржевка, где планируется построить 1,6 млн м2 жилья. Проектные работы по будущей дороге финансирует застройщик. Кто будет оплачивать строительные — неизвестно".

1,6 млн м2 жилья — это примерно 16 тысяч квартир. И одно это создаст сплошной затор перед КАД и на Ириновском проспекте, который уже сейчас по утрам и вечерам является сплошной пробкой.

Далее ДП пишет: "Как предположил один из собеседников издания в правительстве Ленобласти, сделать дорогу до Всеволожска, а не просто до жилого квартала, решили с целью придания проекту социальной значимости, хотя основная цель — обслуживание будущего жилого района. Дублёром Дороги жизни, основной связи Всеволожска с Петербургом, новая трасса станет лишь частично".

"...С целью придания проекту социальной значимости..."? Интересная мысль. В народе обычно употребляют фразу: "пустить пыль в глаза"...

Так, что же движет нынешними чиновниками?

В последнее время я всё чаще и чаще задаюсь вопросом: что движет нашими чиновниками? Неужели они не понимают, что в результате реализации утверждённых ими некоторых проектов идёт разрушение локальных экосистем, ареалов обитания животных, территорий их кормления, пищевых цепей?

А как можно разрушать гидросистемы рек? Как можно застраивать их берега? Как можно строить автотрассы, идущие через лес, без экодуков? Лично я впал в ступор, когда узнал, что в моём Отечестве, расположенном на одной шестой части суши планеты, построено всего два экодука (Калужская область и Приморье), а в «микроскопической» Голландии – шестьсот…

У читателя, случайно, не складывается впечатление, будто некоторые работники администраций и депутаты не учились в школе, где преподавались астрономия, география и биология — предметы, составляющие основу экологического мировоззрения?

Так, в чем же причина происходящего? В невежестве? В беспечности? Или в корыстном интересе?

Планета Земля на всех одна!

Итак, люди почему-то возомнили себя главными жителями планеты, имеющими право убивать других обитателей Земли, разрушать её экосистему, бездумно и варварски вырубать её растительность.

Природа создала всех животных не случайно. И все они, в том числе и человек, имеют равные права. Так, почему же из шкур и кож диких животных люди до сих пор шьют одежду? Ведь уровень развития цивилизации позволяет обойтись без них.

Если бы обезьяна не превратилась в человека, то планета процветала бы. Однако человек всё же сформировался и развился, превратившись в главного врага дикой природы пока единственной нам известной обитаемой планеты.

Так, кто же главный на планете? Как это ни странно, но главные на планете Земля – планктон и насекомые. Планктон – это лёгкие планеты (70 % кислорода), а насекомые – опылители. Кроме того, насекомые и планктон — начала пищевой цепи на суше и в воде соответственно.

Без человечества, если оно само себя истребит, окружающая природная среда лишь расправит крылья. А без насекомых и планктона она очень быстро деградирует и станет непригодной для жизни.

Так, давайте же задумаемся над тем, что мы конкретно можем сделать для защиты окружающей среды!

Сергей ВАСИЛЬЕВ, редактор

Категория: Экология | Просмотров: 175 | Добавил: Редактор | Теги: автомагистраль, живодёрство, природа, экодуки, среда, автотрасса, животные, окружающая | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]