Лётчик-испытатель Добровольский

9 июля 2004 года в районной газете «Всеволожские вести» был опубликован материал нашего замечательного земляка, гвардии майора в отставке, поэта Альберта Георгиевича Яськова. Статья называлась: «А улицы Героя Добровольского во Всеволожске нет».
Прошли годы и справедливость восторжествовала: одна из улиц нового жилого квартала микрорайона Южный названа именем знаменитого лѐтчика-испытателя.
В прошлом году вдовы Героя – Нины Филипповны Добровольской не стало, но материал А.Г.Яськова мы решили перепечатать без сокращений, так как каждая его строка очень важна для истории.
Живѐт в нашем городе одинокая женщина. Недавно она отметила свой девяностолетний юбилей. Мне посчастливилось встретиться с ней и поздравить еѐ с этой замечательной датой. Она не богата. Всѐ богатство, которое осталось от мужа – ордена, медали, Золотую Звезду Героя, ценные подарки и элементы лѐтной спецодежды – она передала во многие музеи страны. И всѐ же самое ценное она сегодня хранит у себя в квартире. Это память – десятки газет и книг, где журналисты «Известий» (1945 г.), «Правды» (1956 г.)», «Советской России», «Советской авиации», «Красной звезды», «Ленинградской правды», «Невской зари» и «Всеволожских вестей» - рассказывали о замечательном человеке, лѐтчике-испытателе, Герое Советского Союза Юрии Антоновиче Добровольском. Свои судьбы Нина Филипповна и Юрий Антонович связали в далѐком 1939 году.
Ровно сорок лет Нина Филипповна рядом с собой видела мужчину, красавца, русского богатыря, лѐтчика испытателя, истинного патриота страны, который выполняя боевые задания Родины, десятки, а может, и сотни раз, смотрел смерти в глаза. На долю лѐтчика-испытателя выпали тяжѐлые годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, годы перехода нашей отечественной авиации с винтовой на турбореактивную. А это был прорыв, подобный прорыву в космос. Он унѐс с собой сотни жизней замечательных учѐных, инженеров, конструкторов, лѐтчиков-испытателей. Сегодня о всех достижениях, о всѐм, что делается в стране, открыто пишут газеты, передаѐт телевидение. Но тогда это были закрытые темы. После того, как разбился испытываемый туполевский лайнер, унѐсший шестнадцать человеческих жизней, Юрию Антоновичу Добровольскому пришлось поднять в воздух аналогичную тяжѐлую машину. Вот как об этом полѐте рассказывала газета «Правда», в номере за 12 июля 1956 года.
«Самолѐт вырулил на старт, взял разбег и оторвался от земли. Лѐтчик-испытатель Юрий Антонович Добровольский уверенно повѐл воздушный корабль. В голубом небе плыли редкие облака. Самолѐт быстро набрал высоту, отправился в дальний испытательный рейс… Экипаж в эту минуту обнаружил неисправность материальной части, которая препятствовала нормальному полѐту и могла вызвать при посадке тяжѐлую аварию. Командир самолѐта сообщил о случившемся на землю. Самолѐт начал описывать круги в районе аэродрома. Необходимо было как можно больше сжечь горючего. Тем временем экипаж машины делал попытки устранить неисправность своими силами в воздухе. Но эти старания не увенчались успехом. Тревожно ревели турбины. Все находившиеся на борту нового самолѐта знали, что в подобных случаях по инструкции гражданского воздушного флота экипажу разрешается покинуть машину. Добровольский и экипаж не могли примириться с таким выходом из положения.
В памяти Добровольского воскресла встреча экипажа перед полѐтом с рабочими и конструкторами завода, создававшими новую машину. В неѐ был вложен труд большого коллектива авиастроителей, она была создана в результате неустанных поисков и творческих дерзаний.
- Надеемся на вас, Юрий Антонович. Верим вам, - звучали в ушах командира экипажа напутственные слова рабочих и специалистов завода.
Никто из экипажа не пожелал выброситься с парашютом. Бортинженер Борис Денисович Дрозд, штурман Тимофей Гаврилович Проваторов, второй пилот Юрий Леонидович Черкасов, бортрадист Иван Иванович Титов ни на одну секунду не теряли веры в своего командира, а командир был уверен в стойкости и мужестве своего экипажа.
И вот он принимает ответственное решение. На аэродром передаѐтся сообщение: «Иду на посадку».
С аэродрома отвечают:
- Поняли вас. Готовьтесь к посадке.
Все члены экипажа были на своих местах, точно выполняли приказы командира.
- Штурману из носовой части перейти назад. Всем пристегнуться к сиденьям, так как при посадке возможен сильный удар, - спокойно прозвучал голос Добровольского.
Тревожно гудят турбины. Машина делает последний разворот и идѐт по прямой на посадку. Вместе с уменьшением скорости. Всѐ труднее становится управлять самолѐтом. В эту минуту Юрий Антонович был поглощѐн одной мыслью: возможно быстрее при снижении «погасить» скорость машины. Только при точном расчѐте можно было сократить дистанцию пробега, сохранить жизнь людей и машину. И вот самолѐт благополучно приземлился на аэродроме. Трудная посадка явилась испытанием воли, высокого мастерства всего коллектива экипажа. Тяжѐлая авария была предотвращена. Вскоре после устранения неисправностей машина снова была готова к полѐту.
За героизм и мужество лѐтчик-испытатель Ю.А.Добровольский удостоен высокой правительственной награды.
Правительственные награды получи-ли второй пилот Ю.Л.Черкасов и все чле-ны экипажа самолѐта».
Наградой Юрия Антоновича оказалась Золотая Звезда Героя.
Зная феноменальную память Нины Филипповны, она сегодня наизусть знает десятки стихов ленинградских поэтов, посвящѐнных Дороге жизни и Ладоге, которые она читала когда-то экскурсантам, работая во Всеволожском бюро путешествий, я спросил еѐ: «И что же тогда случилось с самолѐтом?»
- При первом же опробовании работы агрегатов и аппаратуры самолѐта не вышло шасси. Несколько попыток привести его в действие, результатов не дали. Не помог опыт специалистов и рекомендации «земли». А в воздухе – многотонная дорого-стоящая машина и восемнадцать человеческих жизней. Нелегко было Юрию Антоновичу принимать решение сажать машину на брюхо. Но он его принял. Спас машину, спас экипаж, освободил от работы десятки пожарных и санитарных машин, сосредоточенных на аэродроме. Зато домой в этот вечер он вернулся очень усталым, с новым пучком седины на висках…
В наш город супруги Добровольские приехали в 1969 году. Юрий Антонович к этому времени уже был пенсионером. Но спокойной жизни он не искал. Сразу стал работать пропагандистом при Всеволожском горкоме партии. Постоянно встречался с горожанами, молодѐжью, воспитывал молодое поколение на славных боевых традициях наших отцов и дедов.
Нина Филипповна стала работать во Всеволожском бюро путешествий. В 1975 году они получили квартиру в новом доме № 3 на улице Александровской, в которой прожили почти 5 лет.
В 1979 году Юрия Антоновича не стало. Прах его покоится на Всеволожском кладбище. Над его могилой стоит красивый гранитный памятник – подарок Нины Филипповны своему любимому мужу. А на доме, где он жил последние годы, в его память в 1984 году установлена мемориальная доска. И всѐ же на мой вопрос: «Всѐ ли сделали всеволожцы, чтобы увековечить память Героя?» - Нина Филипповна ответила: «Не всѐ, далеко не всѐ. Когда на нашем доме устанавливали мемориальною доску Юрию Антоновичу, власти города мне сказали: «Первая новая улица во Всеволожске будет названа его именем». И такая улица у нас на Котовом Поле образовалась в 1991 году, в неѐ вошѐл и наш дом № 3, который до этого находился на улице Александровской. Я надеялась, что именно эта улица будет носить фамилию Героя Добровольского. Но увы, она носит другое имя. За это время в городе появилось много новых кварталов, новых улиц. Но улицы имени славного сына России, Героя Советского Союза, лѐтчика-испытателя Юрия Антоновича Добровольского во Всеволожске пока нет».

Альберт ЯСЬКОВ,
гвардии майор в отставке,
житель г. Всеволожска»



Источник: http://www.s-luch.ru/load/juzhnyj_luch_01_ot_06_marta_2009_goda/1-1-0-33
Категория: Общество | Добавил: Редактор (06.03.2009) | Автор: Альберт Ясков E W
Просмотров: 263 | Теги: всеволожск, добровольский, яськов, герой | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]