11:28
На перекрёстке двух миров


Источник фото

Когда в Ленинградской области появятся зверопереходы через шоссе.

Каждое лето на дорогах Ленобласти под колесами автомобилей гибнут сотни животных, начиная от ежей и заканчивая лосями. Часто в таких ДТП страдают сами водители и пассажиры авто, поскольку столкновение со взрослым парнокопытным весом 400 – 500 кг на скорости 80 км/ч бесследно не проходит. 

Только по данным комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленобласти, в год на трассах региона сбивают около 150 лосей, не считая всех остальных зверей и не принимая во внимание те случаи, когда водитель не заявляет о ДТП.

Как уже писала «Вечёрка» в статье «На звериных тропах нет светофоров» (номер от 20 июня), проблему столкновения зверей и машин можно решить с помощью строительства на дорогах специальных переходов для животных – экодуков.

К счастью, в этом году на проблему обратили внимание региональные власти: в конце июня губернатор Ленобласти Александр Дрозденко признал, что постройка зверопереходов необходима, и призвал внести соответствующие изменения в законодательство.

«Вечёрка» решила выяснить, чего не хватает в законе для постройки звериных переправ, когда они начнут появляться на наших дорогах и что вообще должны представлять собой эти сооружения.

Экодук и скотопрогон: найди десять отличий

О том, что такое зверопереход и как он должен выглядеть, «Вечёрке» рассказал эксперт в области проектирования дорог владелец сайта «ТрансСпот» Сергей Давыдов.

– Зверопереходы, биопереходы, экодуки – все это названия сооружений для пропуска через автомобильную или железную дорогу представителей местной фауны. Это могут быть не только звери, но и, например, лягушки, которых в местах их миграций через трассы водители порой давят десятками, даже не замечая.

Есть нормативные документы, регламентирующие проектирование дорог, например свод правил по проектированию и строительству автодорог. В нем описываются такие сооружения, как скотопрогоны. Это тоннели, проходящие под дорогой. И некоторые проектировщики говорят: «А у нас в проекте заложен зверопереход», – на самом деле имея в виду скотопрогон.

Но такие тоннели предназначены именно для домашнего скота, ведь коров или коз загоняет туда пастух. У диких животных – свои пристрастия и страхи. И если переходы под дорогой еще подходят для лягушек и каких-то мелких местных обитателей, то крупные звери и парнокопытные боятся туда заходить, поскольку там шумно и довольно тесно.

Именно поэтому для лосей, волков, кабанов нужны мосты над дорогой. Причем это должна быть не просто голая бетонная переправа. Во-первых, нужно соблюдать габариты (ширина в идеале – не менее 80 метров), во-вторых, на поверхности моста следует посадить зелень, чтобы она не сильно отличалась от окружающей обстановки. А вдоль краев должны расти кустарники, чтобы животные не видели и не пугались машин, проносящихся внизу.

И конечно же, экодуки надо располагать четко в местах пересечения звериных троп и шоссе, иначе животные просто не найдут их. Плюс рядом с переходами должны быть установлены направляющие сооружения для зверей – заборы или другие ограждения, – чтобы они выводили лесных обитателей прямиком к безопасному маршруту.

Насколько реально построить экодук на уже проложенной дороге? Технически это не сложнее, чем соорудить мост или транспортную развязку на пересечении новой дороги с уже существующей. Сначала экологи должны провести экспертизу и вынести свой вердикт. Если в каком-то месте массово давят лягушек – там можно приподнять дорогу и проложить под ней ту же трубу.

Если через шоссе перебегают лоси – нужно строить мост, и так далее, разумеется, с расстановкой приоритетов и оценкой эффективности затрат.

Для зверья закон не писан

Казалось бы, с технической стороной вопроса все ясно, желание уберечь людей и животных от столкновений есть, почему же экодуки не строятся? С этим вопросом «Вечёрка» отправилась в комитет по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области. Там объяснили, что проектировка и строительство экодуков находятся вне полномочий исполнительной власти.

– В случае с устройством таких переходов нужно менять законодательство РФ и на федеральном уровне обязать проектировщиков дорог учитывать, что прокладка трасс затрагивает животный мир, и указывать им, в каких конкретных случаях установка зверопереходов необходима, – говорят в ведомстве.

С 2008 года комитет собирает информацию о количестве погибших под колесами животных и о местах интенсивного движения, где нужно установить хотя бы предупредительные знаки, напоминающие водителям о том, что нужно сбросить скорость. Но сама установка знаков находится уже вне компетенции комитета. Он только направляет информацию в комитет по дорожному хозяйству и Росавтодор, дальше действуют они.

– Что же касается экодуков, то это довольно сложные и очень дорогие конструкции. Их необходимо учитывать еще на стадии проектировки дороги, – добавляют в комитете. – Пока же в строительных нормах и правилах прописано только устройство скотопрогонов. В итоге в отношении диких животных все пока ограничивается предупреждающими знаками и разрывами в ограждениях.

Но такие разрывы должны быть оборудованы особым образом, а на новых трассах зачастую по сторонам дороги ставят бетонные блоки. И бывают случаи, когда зверь не может перебраться через них либо застревает между блоками, например у лося может застрять там копыто.

Еще одна беда, по мнению ведомства, заключается в том, что скорость движения на дорогах увеличивается. И если при скорости на 60 – 80 км/ч водитель еще может успеть затормозить, увидев животное, то при 120 км/ч это нереально. А звери, как правило, выходят на дорогу ночью либо рано утром, в условиях плохой видимости. Бывает, лоси выскакивают на трассу с плохо расчищенных придорожных полос, заваленных деревьями или заросших, тогда увидеть их заранее вообще невозможно.

Между тем, как отметил в беседе с «Вечёркой» эксперт Сергей Давыдов, придумывать отдельный закон о строительстве экодуков вовсе не обязательно.

– В соответствующей сфере законодательства должно быть прописано, что при строительстве дорог нужно учитывать требования экологии. В частности, принимать меры для снижения смертности животных на автодорогах. А вот конкретика (как именно и где строить экодуки) должна содержаться в технической документации, например в том же своде правил по проектированию. Пока же радует хотя бы то, что у нас уже проводятся экологические исследования, изучаются пути миграции зверей и в некоторых проектах дорог эти факторы отражены.

Первые шаги

Несмотря на отсутствие единых нормативных документов, первые зверопереходы в России все-таки появляются, правда, большинство из них пока проходят под дорогами, но зачастую обустроены лучше, чем обычные бетонные скотопрогоны. Как сообщили «Вечёрке» в пресс-службе Федерального дорожного агентства, сегодня на дорогах Ленобласти есть более десятка таких проходов, в том числе на автодорогах Р-21 «Кола» и А-180 «Нарва».

– Росавтодор готовится к началу строительства экодуков, – отметили в агентстве. – Также мы устанавливаем так называемые системы электронного пастуха, когда ставится изгородь из проволоки со слабым током в 12 вольт. Она отпугивает животное и предотвращает его выход на дорогу, направляя в те места, где оно сможет ее перейти. В подобной системе также стоит фотореле, при пересечении луча диким животным оно дает сигнал на дорожный знак – и начинает мигать желтый светофор. Так водитель может заранее узнать о появлении животного и снизить скорость. В частности, в 2013 году был построен первый «Электронный пастух» на трассе А-114 «Вологда – Новая Ладога» с одним переходом для лосей.

Еще несколько зверопереходов есть на платной скоростной трассе Москва – Санкт-Петербург. Как рассказали «Вечёрке» в ООО «Северо-Западная концессионная компания» (фирме, строящей участок трассы с 15-го по 58-й км), проходы для животных здесь – это широкие путепроводы, также проложенные под дорогой.

– Каждый из проходов – это тоннель шириной 12 метров и высотой 4 метра. На объектах выполнен ландшафтный дизайн, который в точности повторяет естественную среду обитания. Кроме того, на всем протяжении трассы ее отделяют от лесных массивов светои шумозащитные экраны, – пояснили в компании.

А вот самый настоящий экодук в виде моста строится на трассе М-3 «Украина» в Калужской области. Это будет переправа шириной 52 метра, сверху закрытая шумозащитным экраном. Мост планируется покрыть толстым слоем почвы, в которую посадят деревья и кустарник. Для  постройки переправы был выбран 170-й км дороги, поскольку именно там местные обитатели (лоси, косули, кабаны, зайцы и лисы) чаще всего перебегают дорогу.

Прямая речь

Председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир КАШИН:

– Конечно, в местах миграции такие переходы необходимо строить, причем не только на шоссе, но и на железных дорогах, ведь нередки случаи, когда медведи и другие животные выходят на пути. Мы обращаем на эту проблему самое серьезное внимание, особенно когда речь идет о соприкосновении трассы с охраняемыми природными территориями. У нас есть отряд рабочих инспекторов, который следит за ситуацией и делает все возможное, чтобы интересы животных учитывались при строительстве и реконструкции дорог. Но это системная работа, одним зверопереходом ее не решить. Тут играет роль и личная культура водителей, которые либо притормаживают, когда видят знак, либо нет. И мы должны действовать все вместе: и законодатели, и дорожники, и те, кто отвечает за охрану животного мира.

Пока же в России мы в основном обходимся знаками, но даже это – большое дело, ведь обозначить на определенном участке дороги переход шириной примерно 250 метров не так просто. А хорошие системные знаки вовремя предупреждают водителя о необходимости снижения скорости в этом месте. Кроме того, зебры или лежачие полицейские в начале и в конце участка могли бы подкрепить действие знака.

Досье

Первые экодуки, или зеленые мосты, появились во Франции в 1950-х годах, затем эту практику переняли и в других европейских странах, а также в США. Большинство зверопереходов на Западе – это широкие мосты, полностью засаженные растениями. Их внешний вид в точности повторяет окружающую природу.

Как рассказал «Вечёрке» Сергей Давыдов, больше всего таких переходов в Голландии.

– Конечно, экодук по стоимости сравним с обычным мостом, он недешев, но власти находят на это средства, особенно в тех странах, где защита окружающей среды находится в приоритете, – говорит эксперт. – Например, в Германии на данный момент есть около 80 действующих зверопереходов, примерно столько же проектируется или строится, в Голландии – и того больше. Кроме того, в Европе ведется наблюдение за миграцией по уже построенным переходам и экологи отмечают их эффективность.

Самый длинный в мире экодук также находится в Нидерландах. Его длина – 800 метров, а ширина – 50. А в Финляндии есть два звероперехода шириной по 100 метров. В Канаде в национальном парке Банф построено около полусотни таких конструкций – как мостов, так и труб, предназначенных для мелких зверей и земноводных.

Зачастую для большего эффекта у дороги вблизи переходов устанавливают высокие ограды, чтобы направлять зверей. По подсчетам экологов, ежегодно экодуками пользуются тысячи животных.

Категория: Экология | Просмотров: 13 | Добавил: Редактор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]