Газета Южный луч

«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА СВОБОДУ УБЕЖДЕНИЙ И НА СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИХ;
ЭТО ПРАВО ВКЛЮЧАЕТ СВОБОДУ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ
И СВОБОДУ ИСКАТЬ, ПОЛУЧАТЬ И РАСПРОСТРАНЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ И ИДЕИ
ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ И НЕЗАВИСИМО ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ»
(Всеобщая декларация прав человека, ст. 19)
— — —  * * *  — — —

21:38
Как Исаакий воцерковляли

Северную столицу вновь сотрясает политико-религиозный скандал. Исаакиевский собор в течение двух лет лишается своей музейной экспозиции и превращается в храм. Богоугодное решение Смольного вызвало возмущение горожан, чьим мнением в очередной раз забыла поинтересоваться власть. Корреспондент «Конкретно.ру» побывал на митинге за сохранение нынешнего статуса «блестящего нарушения небесной линии Петербурга».

Самыми первыми 13 января свою вахту у Исаакиевского собора начали вести сторонники его воцерковления – казаки. По сообщениям очевидцев, люди в папахах и с нагайками посетили здание ещё днем. Но их стойкости был предел – станичники покинули Исаакий вместе с посетителями. Оказалось, что руководство музея приняло решение сократить рабочий день, а двери культурного заведения закрыть для всех – независимо от мировоззрения.
«Чтобы избежать возможных стычек», – пояснил директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Николай Буров.
Он, кстати, явные протестные действия не приветствует: «Я в действиях против власти не участвую: я – доверенное лицо Президента России, советник губернатора Санкт-Петербурга по общественным делам и присягу давал государству. Поэтому попросил наш коллектив отмежеваться от тревожных акций и попросил закрыть здание с 16 часов, чтобы избежать столкновений и стычек возле культурного объекта всемирного значения».
Однако решение петербургских властей Буров воспринял с глубокой обидой, предложив уволить себя за профнепригодность. «Я не справился со своей ролью: вместо развития музея получаю полное фиаско – разрушение. Хотя брал музей с доходом в 350 млн, а оставляю в 800 млн рублей. Была посещаемость – 2,6 млн человек, а оставляю в 3,9 млн. Фиаско, конечно, сомнительное», – заключил директор Исаакия.
Музей без Исаакиевского собора, очевидно, существовать вряд ли сможет. Но ответственность за тысячи предметов интерьеров останутся на плечах культурной организации. «Два человека несут уголовную ответственность за сохранность музейного комплекса – директор и главный хранитель. Как сохранить то, чем распоряжаются совсем другие люди, не понятно. Но больше всего меня беспокоит судьба сотрудников музея – их 400 человек», – печалится Николай Витальевич.

Между тем народный сход противников смены статуса Исаакиевского собора стартовал в 18:00. Несмотря на злополучную дату (пятница, 13-е), встреча петербургских депутатов со своими избирателями – так формально было заявлено собрание – прошла мирно. Хотя часть пикетчиков явно подготовилась к ночёвке в отделе полиции – тёплые вещи и продукты первой необходимости они держали за спинами в рюкзаках. Но обошлось.
Вместе с депутатами у Исаакиевского собора под стрекот фотокамер возникли первые протестанты. Полицейские попросили митингующих следовать букве закона и убрать лозунги на картоне. Но получив отказ, дальше с подобными просьбами не обращались и мирно сосуществовали с людьми, пришедшими отстоять музей.
Стражи порядка скромно покуривали в стороне электронные сигареты – в строгом соответствии с буквой закона. Препятствовать перемещению протестующих они явно не собирались, вероятно получив установку «сверху».
Поодаль от митингующих не слишком смело встал в одиночный пикет и сторонник воцерковления Исаакия с плакатом: «А ну, бесы! Брысь, нечисть!»

Особого внимания на него никто не обращал, за исключением, пожалуй, журналистов…
Депутаты Законодательного собрания, инициировавшие народный сход, выбрали в качестве трибуны одну из скамеек. «Не могу. Как-то негоже депутату из комиссии по культуре: ногами – и на общественную скамейку», – обратился вслух к собственной совести Максим Резник.
«Ничего страшного, народ нам тут пакетики пожертвовал», – успокоил коллегу Борис Вишневский. К соратникам из депутатского корпуса присоединился Алексей Ковалёв, ещё тридцать лет назад создал первую легальную в стране общественную организацию по спасению памятников истории и культуры. Рядом с депутатом возник лидер петербургского отделения «Парнаса» и «Открытой России» Андрей Пивоваров.

Политики приподнялись над горожанами. Впрочем, на деревянных подмостках удержаться было не так просто – конструкция оказалась слишком шаткой, и ораторам держаться друг за друга. В связи с этим Борис Вишневский к месту вспомнил своё политическое восхождение в 1989 году.
«Это было моё первое выступление. Я стоял на ящике из-под картошки. В решающий момент, когда выдал особо эффектную фразу, этот ящик сломался, и я с него полетел. Говорят, это выглядело впечатляюще», – восстановил он картину 28-летней давности.
Но ностальгировали политики недолго и сразу перешли к коммюнике. Для начала депутаты ЗакСа постановили подготовить обращение в суд. Юристы, по словам Вишневского, проработали все необходимые документы. Однако на торжество справедливости в зале суда рассчитывать вряд ли приходится, констатировали парламентарии. Скорее всего, исход дела могут решить массовые выступления горожан.
«Очень важно, чтобы нас было много. Тогда сможем заставить их поменять своё решение. Мы призываем вас вновь собраться 28 января на Марсовом поле. Но пока на митинги будут приходить по несколько сотен, на нас будут плевать, – предостерег людей Борис Вишневский. – Нам нужно организовывать фактически коалицию по гражданскому сопротивлению. Я заметил, что практически те же люди, что бились против Охта-центра, выступают против передачи Исаакиевского собора. И сейчас вновь такое же разделение».

«Правильно», – поддержала депутата группа пожилых активисток. Одна из них настойчиво предлагала Борису Вишневскому стопку различных газет, которые народный избранник, по её мнению, мог бы раздать товарищам по политической борьбе. Не добившись взаимопонимания, дама попыталась всучить пакет с агитпродукцией Алексею Ковалёву.

Но Ковалёв уже взял слово.

«В 1858 году городская Дума обсуждала вопрос, нужно ли только что построенный собор передавать церкви? И решили, что нет. Здание до революции 1917 года оставалось на балансе органов госвласти: Минтранспорта, МВД. Потому что церковь не может потянуть содержание этого здания, – дал историческую справку Ковалёв. – И никому не приходила идиотская идея – закрыть экскурсионно-массовую работу и за свой счет поддерживать реставрацию. А нам ставят ультиматум».
«Да», – гремел народ после однозначного предложения политика: отправить в отставку того, «кто принял решение о передаче музея-памятника». Хотя, если честно, Алексей не ответил бы, кого именно. Ведь ещё недавно Ковалёв разъяснял, что соответствующий документ формально появился в КИО, постановление подписал Георгий Полтавченко, а по сути решение было принято «наверху», в Москве.
Завершая выступление, депутат призвал присоединиться к протестам и православных верующих.
«Они забрали Смольный!» – припомнил кто-то в толпе о реституции двухлетней давности.
«А он никогда не был освящён», – присоединился кто-то из горожан.
«Вот один простой пример – Казанский собор. Его передали РПЦ и обнесли решётками с пиками, закрыв вход с Невского проспекта. И пожилые люди в ожидании транспорта даже не могут присесть на скамейку», – отозвалась рядом женщина в берете…
Первый народный сход подходил к завершению. Люди начали растекаться в сторону станции метро. Пустой автозак, простоявший вхолостую, также неспешно отправился на стоянку. На Исаакиевской площади вновь воцарился покой. В напоминание о митинге остались лишь снеговики, слепленные детьми активистов.
Напомним, в начале января 2017 года подтвердились известия, что Смольный окончательно решил передать здание Исаакиевского собора в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви на 49 лет. Здание поступит на баланс Московского патриархата в течение двух лет, при этом расходы на реставрацию и содержание здания будут идти из городского бюджета. РПЦ, в свою очередь, обещает сделать вход в Исаакиевский собор бесплатным, сохранив выход на колоннаду.
Несмотря на щедрые обещания церкви, против изменения статуса Исаакия выступают многие культурные деятели, политики и общественники. В интернете продолжает собирать подписи петиция, адресованная губернатору Георгию Полтавченко. Под документом уже подписались свыше 170 тысяч человек…

Алексей Стрельников, «Конкретно.ру», фото автора

Категория: Политика | Просмотров: 826 | Добавил: Редактор | Теги: РПЦ, санкт-петербург, иссаакиевский собор, Противостояние, смольный, клерикализм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]